Фоторепортаж с открытия выставки «Анатолий Иткин. Акварель, литография, книжная иллюстрация»
12 октября 2012 года в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки состоялось торжественное открытие выставки «Анатолий Иткин. Акварель, эстамп, книжная иллюстрация».
Вела церемонию заместитель директора Школы акварели Сергея Андрияки по учебно-воспитательной работе Лилия Васильевна Шкурба. Первым взял слово виновник торжества, Заслуженный художник России, мэтр книжной иллюстрации Анатолий Зиновьевич Иткин. Он тепло поблагодарил Сергея Николаевича Андрияку и сотрудников Школы акварели за предоставленную возможность показать свои работы и прекрасную организацию выставки.
Проректор Академии акварели и изящных искусств, историк искусства Владимир Сергеевич Погодин говорил о трудностях, которые подстерегают иллюстратора книги. Есть опасность пойти на поводу у своей фантазии и далеко уйти от текста, тогда как иллюстрации должны соответствовать духу произведения. «Анатолий Иткин – патриарх книжной иллюстрации, драгоценный камень, – продолжил он. – В его послужном списке более 200 книг. Это настоящий творческий подвиг. А ведь он, несмотря на свой солидный возраст, – действующий художник. До сих пор каждый день работает в мастерской. И среди представленных на выставке произведений – не только книжные иллюстрации, но и пейзажи, и натюрморты высочайшего художественного уровня».
Затем дошла очередь и до друзей мастера. Заслуженный художник России, президент Совета по детской книге России Виктор Александрович Чижиков признался, что они с Анатолием Иткиным давние друзья. Вместе когда-то делали журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки». «У нас, у художников, на дни рождения было принято рисовать друг другу картинки, – вспоминал он. – Замыслы были совместные, но пока другие думали, он уже рисовал. У меня в мастерской до сих пор висит написанный им прекрасный портрет».
Народный художник России Анатолий Михайлович Елисеев образно сравнил Анатолия Иткина с поездом дальнего следования. «Есть электрички, где все кричат и толкаются, а есть поезда, где все неторопливо общаются, – заметил он. – Иткин – это такой поезд дальнего следования. У него есть удивительное человеческое достоинство. Выставка поражает основательностью, какой-то степенностью. Осматривая ее, испытываешь несуетливое удовольствие». А.М. Елисеев пожелал автору экспозиции «только нечаянных радостей» и передал слово Сергею Андрияке.
На правах хозяина Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств, ректор Московской государственной академии акварели и изящных искусств, художественный руководитель Школы акварели Сергей Николаевич Андрияка поблагодарил Анатолия Иткина за то, что он согласился выставить свои работы в залах Школы акварели, а также за подаренные им музею Академии акварели и изящных искусств иллюстрации к «Принцу и нищему» Марка Твена. «Сегодня нет иллюстрации такого уровня. Эпоха уходит, а продолжения нет. Мне очень бы хотелось, чтобы Анатолий Зиновьевич преподавал в Академии», – признался Сергей Николаевич. Он поздравил всех присутствующих с этой замечательной выставкой и пообещал в ближайшее время сделать еще одну в Академии.
Затем слово взял Заслуженный художник России Герман Мазурин. «Мне посчастливилось сесть в поезд, о котором говорил Анатолий Елисеев, – сказал он. – С тех пор еду в нем вместе с Иткиным. Мы учились с ним вместе у Б.А. Дехтерева. С тех пор я слежу за его творчеством. Он очень спокойно и величаво едет в поезде, создавая свое яркое лицо. Это живой классик. Его работы – подвиг, который он совершает тихо, без шума. Мне бы хотелось еще проехаться с ним на поезде и посмотреть его новые работы».
Заслуженный художник России, Заслуженный писатель России Егор Юдин говорил о том, что рядом с нами живет величайший мастер, что еще не скоро родится художник исторической книги такого уровня, которому веришь безоговорочно, героев которого по-другому и представить невозможно. Закончил он свое выступление шутливым пожеланием Аполлинера: «Твори! И, не боясь обид, Будь, как зайчиха, плодовит!».
Еще один друг Анатолия Иткина, художник Григорий Дервиз заметил, что из класса художественной школы (ныне – Московский академический художественный лицей Российской Академии художеств), в котором они вместе учились, вышло очень много хороших художников. «На этой выставке увидел Иткина более широко, – заявил он. – Натюрморты видел, иллюстрации, конечно. А пейзажи – нет. Очень хорошие пейзажи».
Неожиданно на сцену вышла Ольга Викторовна Волокитина, член-корреспондент Российской Академии художеств, методист и ведущий педагог Школы акварели и Академии акварели и изящных искусств. «Уровень высокого искусства чувствуется кожей, это полет в вечность. Мы выросли на книгах с иллюстрациями Анатолия Иткина. Давно ждали эту выставку. Спасибо от педагогов и будущих художников!», – заключила она и передала слово Е. Грибоносовой-Гребневой. Преподаватель МГУ и куратор галереи «ГОСТ» отметила, что знает Анатолия Иткина около 2 лет, его иллюстрации впечатляют несомненным профессионализмом и искренностью, и огромное удовольствие получаешь не только от его работ, но и от общения с ним самим.
В заключение ведущая церемонии привела слова Анатолия Зиновьевича Иткина:
«Когда в моду входит плоская грудь и длинные ноги, что делать полногрудым и коротконогим? Умирать? Уйти со сцены? Не размножаться?
Когда на смену скучному соцреализму пришел и воцарился экспрессионизм, среди художников стали цениться странность, неуравновешенность, нарушения нормы. Ходишь по выставкам и видишь: вот настоящий сумасшедший, а вот опять псих, и этот – туда же. Но что в таких обстоятельствах делать людям спокойным, благодушным, нормальным? Мимикрировать? Прикидываться психами? Имитировать экспрессию?
Признаюсь, передо мной возникали подобные вопросы. Но я не мог и не желал приспосабливаться к новейшим веяниям. Я предпочел оставаться тем, кем был. К счастью, иллюстратор может выбирать себе литературный текст соответствующего стиля и толка. Мой художественный стиль оказался вполне востребованным. Моему реализму не свойствен ни чрезмерный гротеск, ни эмоциональные излишества. Добродетелями для меня являются правдивость и достоверность. И если таковые присутствуют в моем рисунке, да еще выразительность в придачу, то я считаю такой рисунок удачным.
Со студенческих лет я освоил постулат, что не стоит специально заниматься самовыражением. Лучше заниматься нуждами изображаемого, а проблема самовыражения решится в этом процессе сама собой».