Алексей Жабский (1933–2008). Восхождение

Фоторепортаж с открытия

К 80-летию со дня рождения художника  

С 8 февраля по 24 марта 2013 года в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки прошла ретроспективная выставка работ Заслуженного художника России Алексея Жабского (1933–2008), приуроченная к 80-летию со дня его рождения. В составе экспозиции были представлены произведения разных лет из собрания семьи художника, выполненные акварелью, маслом, пастелью, карандашом, а также в смешанной технике.

Алексей Александрович Жабский родился в 1933 году в Сибири. Предвоенные годы, большая семья, живущая в будке обходчика у железной дороги, – все это так далеко от пути к «изящным искусствам». Песни матери, лес и поле по сторонам будки, летние облака над нагретой крышей, сказки Пушкина и любимый красный карандаш в шесть лет («С тех дней меня не покидало желание рисовать постоянно») – пунктир, который незаметно и верно прокладывал этот путь. Сюжетные картины, пейзажи, портреты, натюрморты,  в полной мере смогли отразить многогранный талант незаурядного мастера, его любовь к жизни в разных её проявлениях.

Серия картин Алексея Жабского «Дети войны. 1943 год» – это потрясающей жизненной правды свидетельство подвига поколения, которое не только выжило в условиях торжества смерти, но и сохранило человеческое достоинство и способность радоваться жизни, ценить и беречь ее красоту. Все работы серии выполнены в строгом серо-коричневом колорите, передающем нищету и постоянный сумрак землянки. На этом фоне протекает жизнь шестерых детей – худеньких, как тростиночки, от постоянного голода, с тонкими шейками и глубоко запавшими печальными глазами. В отсутствие мамы они жмутся друг к другу, как стайка птенцов, а когда она дома, вся стайка прибивается к ней («Затравленные войной»). Деление пайкового хлеба было главным событием в семье («Хлеб войны»): на некоторое время появлялись силы жить – ходить в школу («1 сентября 1943 года»), читать, рисовать («Рисуют дети войны»), петь с мамой песни…

Без голодного военного детства, почти полностью лишенного не только красивых, но и каких бы то ни было бытовых вещей, необъяснимы классические натюрморты Жабского, его романтическая любовь к прекрасной материальности нашего мира. Красота предметов, цветов и фруктов в его работах доведена до идеала, до совершенства мечты о счастливой жизни маленького мальчика, живущего в условиях войны. Жабский изображал цветы и фрукты, предметы нехитрой утвари и изысканные художественные вещицы то а-ля Шарден, то а-ля Хеда, то в духе старой русской «обманки». Натюрморты Алексея Жабского отличает продуманная композиция, сбалансированный колорит, прозрачность красочного слоя, позволяющая ощутить свет и воздух. Удивительно гармоничное соотношение цветовых масс, материальность хрупких соцветий и сочных фруктов погружают в удивительный мир тихой жизни привычных вещей, по-новому раскрытый и переданный художником.

Еще один любимый художником жанр – пейзаж. Он много пишет Москву и волжский город Углич. В угличских пейзажах Жабского, как правило, интересовало что-то необычное – молния, радуга, большое дерево. Элементы изображения традиционно реалистичны, но в сочетании с рассеянным освещением, низким горизонтом и полной безлюдностью они приобретают символическое значение «пейзажа как такового». В московских же пейзажах художника чувствуется дух Ленинграда-Петербурга, города, который он хорошо знал, но не писал. По-пушкински «строгий стройный вид» странным образом входит в «ведуты» Москвы. Она, такая нерегулярная, живописная, пестрая, приобретает в акварелях и рисунках Жабского питерскую ясную прозрачность. Четкие грани домов в рассеянном свете, изломы фронтонов, вертикали колонн, лабиринт улицы, полное или почти полное безлюдье. День, чаще летний, в равновесии света и тени длится бесконечно, а город обретает черты идеальности («Москва. Театральная площадь», «Улица Кропоткинская», «Москва. Солянка»).

Выставка «Алексей Жабский. Восхождение» дала полное представление о почти сорокалетнем творческом пути художника. Высокое мастерство представленных на ней произведений позволило отнести А.А. Жабского к числу наиболее значимых представителей московской живописи второй половины ХХ – начала ХХI вв.

 

Новости и события

Запись на обучение

С 15 апреля по 21 мая 2024 года объявляется прием документов для поступления на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Акварельная живопись» по адресу: г. Москва, Гороховский переулок, , дом 17,к.1

Выставка "Школа акварели Сергея Андрияки. Мастер и ученик"

Новомосковском историко-художественном музее с 25 апреля по 2 июня 2024 года проходит выставка «Школа акварели Сергея Андрияки. Мастер и ученик». В экспозиции представлены произведения учащихся, а также педагогов Школы акварели – Н.В. Беседновой, О.В. Волокитиной, К.А. Кашиной, К.В. Озолиной, Ю.А. Нуждиной, О.В. Фединой, выполненных в технике многослойной акварельной живописи, гризайли, офорта, карандашного рисунка, а также в смешанной технике.

Выставка работ учащихся Школы акварели и студентов Академии акварели и изящных искусств

С 15 апреля по 30 июня 2024 года в Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б. Ольбинского проходит выставка работ учащихся Школы акварели и студентов Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

Выставка произведений В.С. Климашина в Школе акварели Сергея Андрияки

С 7 марта по 5 мая 2024 г. в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки пройдет выставка произведений В.С. Климашина (1912 – 1960) из собрания Виктории и Михаила Цантекиди.

Выставка произведений И.И. Нивинского в Школе акварели Сергея Андрияки

27 марта в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки открывается камерная выставка произведений И.И. Нивинского. Не секрет, что постоянные экспозиции представляют зрителю лишь малую долю богатств, которыми владеют музеи. Куда богаче их фонды, обычно не доступные широкой аудитории. Экспозиция И.И. Нивинского призвана восполнить этот пробел, одновременно представляя зрителю некоторые творческие грани разнообразно одаренного художника.

   

Партнёры