Русский рисунок и акварель ХIХ – начала ХХ века из собрания Вологодской областной картинной галереи

24 августа – 27 октября 2013

Фоторепортаж с открытия выставки 

Визитной карточкой выставочной деятельности Школы акварели Сергея Андрияки стал проект «Шедевры музейных коллекций», в рамках которого экспонируются акварели и рисунки XVII – начала XXвв. из собраний ведущих музеев России. В гостях у Школы акварели были Пермская государственная художественная галерея, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Тверская областная картинная галерея, Башкирский государственный художественный музей им. Н.В. Нестерова и др. В залах Музейно-выставочного комплекса экспонировались произведения И. К. Айвазовского, К.П. Брюллова, В.И.и А.И. Васнецовых, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина и многих других замечательных художников. Каждая выставка открывает для зрителей новые грани творчества великих мастеров, а также знакомит с произведениями незаслуженно забытых художников прошлого.

С 24 августа по 27 октября 2013 года в стенах музея Школы акварели прошла 15-я юбилейная выставка популярной серии. Вологодская областная картинная галерея предоставила более ста редких рисунков и акварелей как знаменитых художников — А.Н. Бенуа, М.А. Врубеля, В.Е. Маковского, И.И. Машкова, М.П. Клодта, К.С. Петрова-Водкина, К.Д. Флавицкого, так и талантливых вологодских живописцев.

Эта выставка, словно долгожданная премьера, представила зрителям редчайшие работы известных мастеров.
Фонды Вологодской картинной галереи богаты ценными произведениями искусства – изображениями архитектурных памятников разрушенных временем. Многие храмы и усадьбы ХIХ — начала ХХ века этого края возможно встретить лишь на рисунках и акварелях Ф.М. Вахрушова и В.Ф. Сысоева.

Первая половина и середина ХIХ века были представлены работами Г.Г. Гагарина «Бытовая сцена. Италия», П.П. Чистякова «Старик с табакеркой», К.Д. Флавицкого «Измаил в сакле», М.П. Клодта (сына известного скульптора) «Ценители» и др. В середине ХIХ века активно работали такие мастера акварели, как П.П. Соколов и Н. Е. Сверчков — их рисунки и акварели показывают глубокое знание народной жизни. В жанровых сценах К.А. Трутовского критический реализм органично сочетается с тонким чувством иронии.

Вторая половина ХIХ века – это новый этап развития отечественной графики, связанной с деятельностью «Товарищества передвижных выставок». Этот период был представлен портретами и жанровыми набросками известного передвижника В.Е.Маковского и любимца аристократической столичной публики венгерского художника М.А.Зичи. Внимания заслуживает большая акварель «Гусарская пирушка», а также произведения С.А. Виноградова, К.Я. Крыжицкого и ювелирные графические работы Елизаветы Бем.

С конца ХIХ века начинается необыкновенный расцвет графики, который продолжается и в ХХ веке. В 1880 году было основано знаменитое Общество русских акварелистов. Одним из основателей был Альберт Николаевич Бенуа, две работы которого: «Прибрежье» и «Сеул» показывают высочайшее мастерство владения техникой акварели. Творчество графа В.Л. Муравьева представлено большой акварелью «Пейзаж с лосем». Этюды З.Е. Серебряковой к живописным полотнам 1910-х годов «Беление холста» и «Жатва» обогащают представление о её творчестве. Очень интересны иллюстрации К.С. Петрова-Водкина к его собственной книге, открывающие совершенно новую страницу его творчества, а также рисунки М.А. Врубеля и В.А.Серова.

Акварель Сысоева В.Ф. «Интерьер в доме Волковых» переносит нас в начало ХХ века, когда в Вологде был организован и действовал «Северный кружок любителей изящных искусств» (СКЛИИ). Он стал центром культурной Вологды. В него входили художники, краеведы и любители искусства. Они проводили выставки и были инициаторами создания первого в крае публичного художественного музея. Дочь городского головы Елена Николаевна Волкова в 1912 году стала председателем СКЛИИ и начала целенаправленно собирать художественную коллекцию.

Благодаря этому в фондах картинной галереи имеется богатое собрание работ вологодских художников, которые после обучения в Петербургской Академии художеств и Московского училища живописи ваяния и зодчества возвращались на малую Родину, чтобы служить своим талантом культурному просвещению родного края. С Вологдой связано творчество С.А. Дилакторского, Ф.М. Вахрушова, Д.Э. Мартена, В.Ф. Сысоева, Н.А. Тусова. Художников объединял глубокий интерес к истории и культуре края и их активная позиция оказала серьёзное влияние на развитие музейного дела.

 

Новости и события

О посещении представителями дипломатического корпуса Школы акварели Сергея Андрияки

12 марта 2025 года состоялся визит аккредитованных в Москве глав и сотрудников дипломатических миссий в Школу акварели Сергея Андрияки.

Внимание!

С января 2025 г. Минкультуры России организует мониторинг показателя «Уровень удовлетворенности граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества», включенного в перечень показателей национального проекта «Семья» и входящего в него федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры» Цель мониторинга – оценка уровня удовлетворенности получателей услуг государственных и муниципальных организаций сферы культуры. Просьба присоединиться к мониторингу и ответить на вопросы анкеты.

Режим работы Музейно-выставочного комплекса в праздничные дни

Друзья, публикуем режим работы Музейно-выставочного комплекса в праздничные дни: 7 марта с 12:00 до 18:00 8 марта с 11:00 до 19:00 9 марта с 12:00 до 20:00 Гороховский пер., 17

Экскурсия по выставке «А.Н. Овчинников. Познавая древнюю живопись»

14 марта 2025 г. в 12:00 в Школе акварели Сергея Андрияки в рамках выставки «А.Н. Овчинников. Познавая древнюю живопись» пройдет кураторская экскурсия. Ее проведет Александр Анатольевич Горматюк.

Режим работы музея

12 марта Музейно-выставочный комплекс Школы акварели не работает.

   

Партнёры