
Выставка "Алексей Шанин. Живопись"




С 23 мая по 18 июня 2025 года в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели открыта экспозиция «Алексей Шанин. Живопись». На выставке представлено более 140 произведений, выполненных преимущественно в технике темперной живописи.
Алексей Шанин – современный художник, который живёт в Москве, преподаёт в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Представленная им в залах Школы акварели Сергея Андрияки выставка отражает не только богатый опыт живописца, но и, в целом, мировоззрение художника, который смотрит на мир как на Божий дар.
Автор всегда присутствует в своих произведениях. Алексей Шанин – художник наблюдательный. Он видит мир во всем многообразии его сюжетов и красок, поэтому так разнообразна тематика его работ. Зрителю предоставляется возможность полюбоваться величественными пейзажами России, старинными церквями, пройтись по московским улицам. Объединяет эти работы особый, удивительно умиротворяющий ритм.
В изображении русской старины у Шанина есть индивидуальное переживание родины как чего-то величественного. Его пейзажи, соборы, интерьеры старинных храмов полны этого возвышающего чувства чего-то прекрасного и вечного. В них ощущается дух древних сказаний, эпоса («Ростов Великий», «На Волге», «На Северной Двине»). Способствует такому настроению сама манера письма художника. В ней очень гармонично соединились реализм и декоративность. Алексей Шанин пишет сказочно-прекрасные интерьеры, которые словно доносят до нас дух своей эпохи. При должном увеличении всё это походило бы на театральную декорацию к историческому спектаклю, настолько величественно, достоверно и ярко выглядят эти картины («Интерьер церкви Спаса на Сенях (Ростовский кремль)», «Южная галерея надвратной церкви Иоанна Богослова»).
Пейзажи дворцовых парков Петербурга – это отдельная история. Не устаёшь удивляться тому, как художник может выбирать нужную стилистику для каждой темы. Здесь нам предоставляется возможность насладиться рафинированной эстетикой Серебряного века. А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, вся живопись «Мира искусства» вдохновляли художника, который точно уловил Genius loci этих мест. В неподвижной глади прудов отражаются прекрасные статуи и купы деревьев. Бегут неслышно облака, и зритель подпадает под очарование нездешнего («В Гатчинском парке», «В старом парке»).
Тишина – отличительная черта работ Алексея Шанина. Удивительно, как ему удаётся её передавать даже в изображении московских улиц. Такой способностью может обладать человек, который знает цену этому состоянию и понимает, что тишина – это не только отсутствие шума. Настоящую тишину мы можем переживать возле работ А.Г. Венецианова или М.В. Нестерова. Это особенное состояние, когда человек ощущает реальность, словно наполненную иными нездешними ритмами. Способствует этому особое созерцательное настроение, которым художник наполняет свои работы. Мы словно видим его глазами этом мир, как будто выхваченный фрагмент реальности из шумного потока жизни. Особая манера письма, в которой художник умело соединяет обобщение и тщательную прорисовку элементов, даёт такое гармоничное спокойствие общей композиции. Картина при всей тщательности проработки деталей не кажется пёстрой, в ней всё уравновешено – не убрать и не прибавить. Конечно, для зрителя важно не то, какими способами художник добивается этого состояния, а то, что исходит от его картины. Алексей Шанин словно боится спугнуть это волшебное озарение, которое приходит к нему в самых неожиданных местах.
В эту тишину и видимую неподвижность «приходит жизнь» в так называемых видах из окна. У Алексея Шанина много таких картин. Окно для него – ещё одно открывание мира. Это граница и пространство одновременно, так как каждое окно наделено особым настроением и содержанием. Есть у него окна печальные, а есть и радостные. В одних открывается город, словно волшебная страна, в других – виднеется двор внизу. И везде присутствует определённая экзистенция, чем, собственно, и интересны эти работы («Город ночных огней», «Опавшие листья»). Иногда у окна располагается человек, и оно оживает, оно наполняется тем чувством, которое художник к этому человеку испытывает («Зима»). Есть окна с натюрмортами из цветов или атрибутов искусства – все они красивы и все сообщают определённое настроение. Натюрморт – это всегда небольшой рассказ и о самом художнике («Снежный март»).
Тема окна – философская тема, и обилие подобных сюжетов подтверждает то, что перед нами художник-философ. Он пишет жизнь, наделяя её той романтической красотой, которую, может быть, не всякий увидит, но которая важна для каждого из нас. В бешеный ритм современного города Алексей Шанин вносит эту необходимую паузу для краткой остановки и созерцания. В его урбанистическом пейзаже всегда есть пространство, которое необходимо каждому человеку, чтобы вздохнуть полной грудью («Весна», «И снова весна»).
В романтическом мире его картин есть и прекрасная дама. В сюжетах, посвящённых жене художника, всегда присутствует восхищение и любование. Оно явлено в особенном подходе – очень трепетном, внимательном и уважительном. В этих работах чувствуется что-то из прошлого. Словно с полотен прерафаэлитов сходит волшебная красота отношений мужчины и женщины («Настя (моя жена)», «Двое»). Даже в жанре ню сохраняется целомудренная чистота и нежность.
В работах Алексея Шанина столько обещаний! И этим обещаниям суждено сбыться, потому что мы имеем в его лице не только талантливого художника, в картинах которого иногда чувствуется перекличка с его гениальным учителем. Мы имеем ещё и думающего человека, твёрдо усвоившего мысль о высоком предназначении художника, его ответственности перед народом и родной великой культурой, в которую своим творчеством он вливается.
канд.филос.наук, искусствовед Волошина Л. А.
Гороховский пер., 17
Новости и события
Выставка работ Юрия Ивановича Филиппова в Школе акварели Сергея Андрияки
С 26 июня по 31 августа 2025 года в музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки пройдет выставка, посвященная творчеству заслуженного деятеля искусств России, профессора Юрия Ивановича Филиппова (1927-2012). Открытие выставки состоится 26 июня в 17:00. Вход свободный.
Выставка “Связь поколений” в Сочинском художественном музее им. Д.Д. Жилинского
В Сочинском художественном музее им. Д.Д. Жилинского с 22 июня по 27 июля 2025 г. пройдет выставка «Связь поколений», на которой представлены произведения великого мастера Сергея Николаевича Андрияки и его дочерей: Елизаветы, Софьи и Марии.
Роскачество объявляет о запуске конкурса «Лидер качества»
Роскачество объявляет о старте масштабного конкурса «Лидер качества». Проект направлен на выявление и поддержку лидеров в области управления качеством, внедрение инновационных решений и популяризацию лучших практик в сфере качества.
Выставка «Три сестры. Преемственность поколений» г. Новомосковск
С 11 июня по 13 июля 2025 года в Новомосковском историко-художественном музее открыта экспозиция «Три сестры. Преемственность поколений». Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Комсомольская, 28
Выставка Алексея Кравченко «Пастель, акварель, графика»
С 17 мая по 29 июня 2025 г. в Старооскольском художественном музее пройдет выставка произведений Академика Российской академии художеств, заслуженного художника РФ, профессора Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки» Кравченко Алексея Юрьевича Кравченко «Пастель, акварель, графика».