Выставка «Портрет. Акварель и графика из собрания А.Г. Егорова»

С 2 декабря 2020 г. по 31 января 2021 г. в Школе акварели Сергея Андрияки прошла выставка «Портрет. Акварель и графика из собрания А.Г. Егорова». Собрание акварели и графики А.Г. Егорова — одно из крупнейших в России. Это уникальные работы мастеров русского и зарубежного искусства. В экспозиции нашей выставки было представлено более четырехсот произведений портретного жанра отечественных и иностранных художников XVII-XXI веков. Графические листы выполнены в техниках акварели, карандашного рисунка, гравюры, сангины, пастели и др. Особую ценность представляет графика французских импрессионистов — Э. Мане, П.О. Ренуара. Уникальны работы прославленных российских художников, среди которых В.В. Верещагин, И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, О.А. Кипренский, В.А. Серов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Е. Маковский, К.С. Петров-Водкин. Эти художники создали галерею ярких, запоминающихся образов. Среди них представители императорской фамилии, дворянства, деятели культуры и интеллигенции. Отметим гравюру Н.И. Уткина с портрета А.С. Пушкина, портрет Н.А. Дуровой выполненный В.И. Гау, графический лист В.Е. Маковского с изображением живописца М.П. Клодта.

На Руси такие картины называли «парсунами» от латинского слова persona, означающего «личность». Современный термин происходит от старофранцузского слова portrait, которое можно трактовать как «точь-в-точь». Но портрет стал самостоятельным жанром раньше, чем у него появилось название. В Древнем мире доминирующим направлением в искусстве было скульптура. Первый портрет был найден при раскопках в Египте. В период Проторенессанса началось развитие жанра портрета. Изначально художники писали лица в профиль, в период Возрождения мастера стали изображать их еще в оборот в три четверти. В эпоху абсолютизма пошла мода на парадные портреты. Заказчиками выступали члены королевской семьи, духовенство и высшая знать. Появилась должность придворного живописца.

Постепенно стали появляться новые направления, художники писали не только представителей высшего сословия. Героями картин становились простые люди, появились сюжеты на бытовые сцены. В 19-20 веке живописцы стали экспериментировать с содержанием, цветом и линиями. Теперь главным стало не только точное воспроизведение внешнего вида, а передача внутренних ощущений, эмоций.

Портретный жанр воплощает в себе всю многогранность, духовную сложность и неповторимую особенность своего времени. Бывает портрет-биография, портрет-характеристика, психологический портрет. Это послание, по-своему отразившее атмосферу времени. Через изображение человека можно погрузиться в эпоху и события, рассмотреть моду. Интересно наблюдать, каким увидел мастер героя, какие черты характера уловил художник в модели. В графических портретах видна уникальность личности портретируемого, во многом благодаря мягким переходам светотени. Это возможность для художника несколькими штрихами подчеркнуть яркие черты внешности и характера героя, уловить сиюминутное состояние, в котором находится человек.

В России портретное искусство получило широкое распространение в 18 веке. Но своей живописной школы в стране не было, поэтому приглашали зарубежных мастеров. Появилась Академия художеств, из которой выпустилось много талантливых живописцев. Расцвет популярности графических коллекций в России пришелся на вторую половину 19-го века. В это время акварель вышла из тени масляной живописи, она перестала быть творчеством «домашних вечеров» и заняла почетное место на выставках.

Выставка была интересна не только искусствоведам, музейным работникам и коллекционерам, но и широкому кругу посетителей, всем, кто интересуется психологией души и, конечно же, историей российского и зарубежного искусства.

Виртуальная экскурсия

 

Новости и события

Запись на обучение

С 15 апреля по 21 мая 2024 года объявляется прием документов для поступления на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Акварельная живопись» по адресу: г. Москва, Гороховский переулок, , дом 17,к.1

Выставка "Школа акварели Сергея Андрияки. Мастер и ученик"

Новомосковском историко-художественном музее с 25 апреля по 2 июня 2024 года проходит выставка «Школа акварели Сергея Андрияки. Мастер и ученик». В экспозиции представлены произведения учащихся, а также педагогов Школы акварели – Н.В. Беседновой, О.В. Волокитиной, К.А. Кашиной, К.В. Озолиной, Ю.А. Нуждиной, О.В. Фединой, выполненных в технике многослойной акварельной живописи, гризайли, офорта, карандашного рисунка, а также в смешанной технике.

Выставка работ учащихся Школы акварели и студентов Академии акварели и изящных искусств

С 15 апреля по 30 июня 2024 года в Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б. Ольбинского проходит выставка работ учащихся Школы акварели и студентов Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

Выставка произведений В.С. Климашина в Школе акварели Сергея Андрияки

С 7 марта по 5 мая 2024 г. в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки пройдет выставка произведений В.С. Климашина (1912 – 1960) из собрания Виктории и Михаила Цантекиди.

Выставка произведений И.И. Нивинского в Школе акварели Сергея Андрияки

27 марта в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки открывается камерная выставка произведений И.И. Нивинского. Не секрет, что постоянные экспозиции представляют зрителю лишь малую долю богатств, которыми владеют музеи. Куда богаче их фонды, обычно не доступные широкой аудитории. Экспозиция И.И. Нивинского призвана восполнить этот пробел, одновременно представляя зрителю некоторые творческие грани разнообразно одаренного художника.

   

Партнёры