
Фоторепортаж с конференции «Возвращение на Родину»
.jpg)
Возвращение на Родину
Конференция по книге воспоминаний Маргариты Зарудной-Фриман
«Мчались годы за годами. История семьи Брюлловых-Зарудных»
22 апреля 2014 года библиотека Школы акварели Сергея Андрияки организовала и провела конференцию, тематика которой отражала историю русского искусства и науки в зеркале семейной истории потомков замечательного русского архитектора и живописца Александра Павловича Брюллова, родного брата Карла Брюллова, автора знаменитой картины «Последний день Помпеи».
Инициатором проведения конференции была Елена Сергеевна Чебышева, московский журналист, автор многих статей о выставках Школы акварели. В конце прошлого года она пожертвовала в фонды библиотеки книгу Маргариты Ивановны Зарудной-Фриман «Мчались годы за годами. История семьи Брюлловых-Зарудных», рассказав о жизненной судьбе и удивительном характере её автора, о творческих судьбах самых близких и родных людей Маргариты Зарудной-Фриман.
В её рассказах о жизни и судьбе семьи Брюлловых-Зарудных чувствовалось убеждение, что сведения об истории семьи Брюлловых-Зарудных, которые Маргарита Зарудная-Фриман, живя уже в Америке, собрала и сохранила для своих сыновей, — они и стали основным содержанием её книги, — должны быть известны в России.
Так родилась идея проведения этой конференции. По традиции библиотеки проводят «читательские конференции». Однако жанр читательских конференций в художественной школе неизбежно обрастает специфическими особенностями и часто выходит за традиционные рамки.
Мы подготовили небольшие выставки, которые позволили гостям и участникам конференции познакомиться с выдающимися произведениями архитектора А.П. Брюллова. Были представлены также материалы, иллюстрирующие творческий путь художников из семьи Брюлловых—Зарудных.
Творческая жизнь архитектора Александра Павловича Брюллова протекала в царствование Николая I. Он был автором проекта и главным архитектором строительства Пулковской обсерватории. В 1850 году на Куликовом поле по проекту Александра Брюллова был установлен обелиск в память о победе русских полков над войсками темника Золотой Орды Мамая. А в Тобольске по его проекту был установлен памятник Ермаку Тимофеевичу в честь присоединения Сибири к России. Невский проспект Санкт-Петербурга и сейчас украшает старейшая Лютеранская церковь Петербурга, которую проектировал А.П. Брюллов, а одним из её прихожан был декабрист П.И. Пестель.
Со вступительным словом к присутствующим на конференции обратилась зам. директора Школы акварели по учебно-воспитательной работе Лилия Васильевна Шкурба.
Елена Сергеевна Чебышева, выступая перед слушателями и участниками конференции, говорила, что второе издание книги Маргариты Зарудной-Фриман расширяет круг её читателей в России, а её содержание делает культурное пространство России более насыщенным по своим историческим коллизиям и связям.
Эта мысль прозвучала и в выступлении Марии Эммануиловны Шаскольской, праправнучки архитектора Александра Павловича Брюллова. Она воодушевлённо рассказала об истории семьи Брюлловых-Зарудных, сопровождая свой рассказ уникальными фотографиями и иллюстрациями. Был показан герб Брюлловых, получивших дворянство в 1838 году. В её рассказе очень интересными оказались сведения не только о той ветви семьи Брюлловых, которая появилась на её древе от родства с украинской дворянской фамилией Зарудных, но и о судьбах других потомков Александра Павловича Брюллова.
Конференция закончила свою работу, и первый опыт её организации и проведения оказался успешным. Он показал, что история семьи – это не только её родословная. История семьи хранит следы личной сопричастности творческим занятиям, аккумулирует социальный опыт и сохраняет живыми традиции культуры.
Елена Сергеевна Чебышева, выступая перед слушателями и участниками конференции, говорила, что второе издание книги Маргариты Зарудной-Фриман расширяет круг её читателей в России, а её содержание делает культурное пространство России более насыщенным по своим историческим коллизиям и связям.