31 мая 2018

В "Акварельных салонах" прошел концерт "Музыкальные краски импрессионизма"

В воскресенье 27 мая в Музыкальной гостиной «Акварельные салоны» Школы акварели Сергея Андрияки состоялся концерт «Музыкальные краски импрессионизма». Тема поистине символична для концерта, проходящего в стенах музейно-выставочного комплекса, весной, в разгар цветения природы, в начале года 200-летия великого русского писателя Ивана Тургенева, соединившего в своем творчестве две великих культуры – русскую и французскую.

В апреле 1874 года в Париже состоялась "Первая выставка импрессионистов", на которой было представлено 165 картин, в том числе полотна Эдуарда Мане, Писсарро, Сезанна, Клода Моне, Ренуара, Дега. 

В газетном отклике на выставку критик Луи Леруа всячески  склонял слово “впечатление” (impression), взятое им из названия картины К. Моне «Впечатление. Восход солнца», по его мнению, заменяющее в работах молодых художников подлинное искусство. Новое слово, долженствующее быть негативным, прижилось и послужило названием нового течения, поскольку оно как нельзя лучше выражало то, что объединяло всех участников выставки – субъективное переживание цвета, света, пространства. «Теперь пишут, как видят, – писал об этом Жюль Дюпре, – даже не подготавливают холстов».

Импрессионизм пронизал и другие виды искусства — поэзию, музыку...

«Я пытаюсь найти новые реальности... дураки называют это импрессионизмом». Эти слова принадлежат французскому композитору Клоду Дебюсси, в произведениях которого ярко проявились новые приёмы звукоизобразительности и звукоподражания.

На формирование собственного стиля Дебюсси оказало влияние творчество русского композитора Модеста Мусоргского. «Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и большей глубиной. Он неповторим и останется неповторимым благодаря своему искусству без надуманных приемов, без иссушающих правил, – писал великий французский импрессионист о великом русском реалисте. – Никогда ещё более утончённая чувственность не была передаваема столь простыми средствами».

Концерт «Музыкальные краски импрессионизма» открыл фортепианный цикл Мусоргского «Картинки с выставки», мощно, сильно, вдохновенно исполненный лауреатом международных конкурсов Екатериной Климай.

Этот цикл непосредственно связан с изобразительным  искусством: Мусоргский написал его в память о своём друге – художнике и архитекторе Викторе Гартмане, посмертная выставка работ которого была устроена совместными усилиями Мусоргского и  критика В.Стасова тоже в 1874 году. «Гартман кипит во мне, – пишет композитор Стасову. – Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге...»

Пьесы цикла – не просто зарисовки, а глубокие психологические портреты (Гном. Старый замок. Тьюильрийский сад / Ссора детей после игры / Быдло. Балет невылупившихся птенцов. Два еврея, богатый и бедный. Лимож. Рынок / Большая новость / Катакомбы. С мёртвыми на мёртвом языке.  Избушка на курьих ножках / Баба-Яга / Богатырские ворота), перемежаются музыкальными интермедиями в русском стиле, «Прогулками», как будто сам композитор проходит от картины к картине.

     Слушая вдохновенное исполнение Екатерины Климай, невозможно было поверить, что некогда современники М. Мусоргского считали это произведение «неконцертным и нефортепианным», а популярным оно стало через много лет после смерти композитора, в 1922 году, благодаря оркестровке Мориса Равеля. 

    Мусоргский, который, по мнению Стасова, «был один из тех немногих, которые ведут у нас свое дело к далеким и чудным, невиданным и несравненным „новым берегам"», на протяжении всей жизни писал камерную вокальную музыку, создав более 70 произведений, разнообразных по форме и содержанию, – сценок, баллад, драматических и сатирических песен на стихи современных ему авторов — А. Кольцова. А. Толстого, Л. Мея, А. Голенищева-Кутузова. В его песнях и романсах человеческая речь передана, говоря словами автора, во всех её «тончайших изгибах».

Богатейшие нюансы вокальной лирики М. Мусоргского воплотила в своём исполнении выпускница Московской консерватории им. П.И.Чайковского по классу сольного пения Елены Образцовой, солистка филармонии, лауреат международного Баховского фестиваля и других международных конкурсов, доцент Московского государственного института культуры Ирина Брежнева (партия фортепиано — Екатерина  Климай).

     Прозвучали романсы «По-над Доном сад цветёт» (ст. А. Кольцова), «Ночь» (свободная обработка Мусоргским стихотворения А.Пушкина), «Серенада» из цикла «Песни и пляски смерти» (сл. А.Голенищева-Кутузова), «Гопак» (сл. Т.Шевченко, пер. Л.Мея).

 

     «Чудесная музыка! Такая ясная, такая чистая, такая французская, и такая человечная!» – такими словами охарактеризовал музыкальный критик  и историк музыки Рене Дюмениль  музыку Габриэля Форе — крупного французского композитора, органиста, пианиста, дирижера. В его характере, чертах стиля сплавились особенности двух разных веков. Он принимал участие в последних битвах франко–прусской войны, был свидетелем событий Парижской коммуны, пережил первую мировую войну. В искусстве на его глазах расцветали импрессионизм и символизм, проходили Вагнеровские фестивали в Байрейте и «Русские сезоны» в Париже. Но самым существенным явилось то обновление французской музыки, ее второе рождение, в котором принимал участие и Форе.

    Значительную роль в судьбе Г. Форе сыграл салон знаменитой певицы Полины Виардо. «Я сохранил, – писал композитор её сыну, – воспоминание о дивных часах; они так драгоценны одобрением твоей матери и твоим вниманием, горячей симпатией Тургенева...» Общение с Тургеневым положило начало связям с деятелями русского искусства – С. Танеевым, П. Чайковским, А. Глазуновым, в 1909 г. Форе приезжал в Россию и выступал с концертами в Петербурге и Москве.

В салоне Виардо нередко звучали новые произведения Форе, в том числе романсы, привлекавшие слушателей мелодической красотой, тонкостью гармонических красок, лирической мягкостью.

В исполнении Ирины Брежневой прозвучали романсы Форе «Пробуждение» (сл. Р. Бюссина, пер. Н. Рождественской) и «Колыбели» (сл. С. Прюдома). А вслед за ними — романс «Чудесный вечер», написанный 16-летним Клодом Дебюси (сл. П. Бурже, пер. С. Гинсберг). Голос Ирины Брежневой, сильный, многранный, передавал и лиричность красок природы, и суровость труда и быта корабельщиков, и переживания юношеского сердца.

      «Музыка ближе всего природе, – вспомнились строки композитора. – Только музыканты имеют привилегию охвата поэзии ночи и дня, земли и неба — воссоздания атмосферы и ритма величественного трепета природы».

   В романсе Ш. Кёхлена «Только скажи, любовь моя…» (сл. М. Маршана, пер. Э. Котляр) музыка природы сменилась  страстным голосом зрелой любви. И показалось, что голос певицы задуман природой именно для этих нот.

 

     Композитор Жюль Массне известен, прежде всего, своими операми – он написал их более 30, хотя наиболее известны две – «Манон» и «Вертер». Однако его перу принадлежат и более 200 песен, из  которых наиболее популярны ранние. Выбор поэтических источников для его вокальных сочинений весьма разнообразен — строки Мюссе, Мопассана, Гюго, Готье...

     В концерте прозвучали романсы Массне «Отъезд» (сл. Герен-Кателена) и одно из самых известных его произведений в этом жанре –  «Элегия» (сл. Л.Галле), ставшая популярной в России благодаря исполнению Ф.И. Шаляпина. Русский текст «Эллегии», вероятнее всего, принадлежит Александре Сантагано-Гончаровой, которая переводила для русской сцены тексты опер «Кармен», «Самсон и Далила», «Вертер».

    «Никогда г-н Массне не показал так хорошо, как в «Вертере», чарующие качества дарования, сделавшего его музыкальным историком женской души», – писал об этой опере Клод Дебюсси. Ирина Брежнева проникновенно исполнила в концерте арию Шарлотты «Слёзы» из оперы «Вертер».

 

     Шарль-Камиль Сен-Санс оставил свыше десяти произведений для музыкального театра. Но лишь одно из них удержалось в репертуаре – опера «Самсон и Далила» на библейский сюжет, центральным в которой стал именно образ коварной соблазнительницы, а не героического Самсона.

   Характер героини наиболее ярко проявляется в её ариях, особенно в третьей – «Открылася душа» (На долину опускается ночь. Приближается гроза. Далила ожидает в роскошном восточном саду своего возлюбленного. Она ненавидит его как врага своего народа и молит бога любви помочь ей лишить его, раба любви, его силы. На сей раз она клянется, что добьется успеха. )

Чувственное очарование Далилы, необыкновенную красоту и мелодичность её арии сумела  передать в своём исполнении Ирина Брежнева.

 

      Праздник музыки состоялся!

     Слушателям была представлена многогранная палитра музыкального импрессионизма. Они имели возможность не только услышать музыку, но и узнать не всем известные факты истории культуры.

    Но какой же праздник без застолья! В завершение концерта  прозвучала «Застольная песня» Мориса Равеля из цикла «Три песни Дон Кихота к Дульсинее» на слова Жюля Ренара.

 

     Вела программу артистка Театра-студии «Слово», обладатель общественной награды «За заслуги в культуре и искусстве» Ольга Акакиева.

Новости и события

Выставка работ учащихся Школы акварели и студентов Академии акварели и изящных искусств

С 15 апреля по 30 июня 2024 года в Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б. Ольбинского проходит выставка работ учащихся Школы акварели и студентов Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

Запись на обучение

С 15 апреля по 21 мая 2024 года объявляется прием документов для поступления на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Акварельная живопись» по адресу: г. Москва, Гороховский переулок, , дом 17,к.1

Выставка произведений В.С. Климашина в Школе акварели Сергея Андрияки

С 7 марта по 5 мая 2024 г. в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки пройдет выставка произведений В.С. Климашина (1912 – 1960) из собрания Виктории и Михаила Цантекиди.

Выставка произведений И.И. Нивинского в Школе акварели Сергея Андрияки

27 марта в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки открывается камерная выставка произведений И.И. Нивинского. Не секрет, что постоянные экспозиции представляют зрителю лишь малую долю богатств, которыми владеют музеи. Куда богаче их фонды, обычно не доступные широкой аудитории. Экспозиция И.И. Нивинского призвана восполнить этот пробел, одновременно представляя зрителю некоторые творческие грани разнообразно одаренного художника.

Запишись на пробный урок!

Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих научиться рисовать на пробные уроки по многослойной акварельной живописи. Расписание занятий в апреле 2024 г.

   

Партнёры