Выставка Геннадия Доброва
С 17 июля по 8 сентября 2024 года в залах Музейно-выставочного комплекса Школы акварели Сергея Андрияки проходит выставка произведений Народного художника России Геннадия Доброва.
Творчество художника – особое явление в отечественной культуре, порожденное его обостренной гражданской совестью: мастер обращается к наиболее общественно-чувствительным темам, сознательно выводя искусство из зоны комфорта. Серии островыразительных графических листов, посвященных инвалидам войны, беженцам, душевнобольным отличает предельная экспрессия образного и исполнительского решения: их «тяжело смотреть, но невозможно забыть».
Жизненный и профессиональный путь Геннадия Доброва не был легким. Отказавшись внести коррективы в духе соцреализма в свою дипломную работу, он выпустился из Суриковского института без диплома, что автоматически закрыло для него путь в профессиональный союз и лишило возможности легально, без риска быть обвиненным в «тунеядстве», заниматься искусством. В результате, художник был вынужден искать работу, позволявшую совмещать ее с любимым делом. Он служил постовым на Белорусском вокзале, санитаром в Склифе и психбольнице.
Ситуация изменилась только с перестройкой: показанная на Кузнецком мосту серия «Автографы войны» произвела эффект разорвавшейся бомбы, одна за другой посыпались публикации, радио- и телепередачи, документальные фильмы. Зрители оставляли восторженные отклики, в героях листов посетители подчас узнавали своих «без вести пропавших» родственников. Через полтора года был выпущен альбом на трех языках, а Советский комитет защиты мира наградил художника медалью «Борцу за мир». Мастер впервые столкнулся с признанием: в 1993 г. серию приобрел Музей на Поклонной горе, она выдвигалась на соискание Государственной премии.
Тема войны была продолжена циклом «Реквием», посвященным фашистским концлагерям, и серией «Молитва о мире» о ситуации в Афганистане. За эти работы Геннадий Добров удостоился званий Заслуженный художник России и Заслуженный деятель искусств соответственно.
Отдельной темой в искусстве художника стал цикл, посвященный душевнобольным. Показателен в этом смысле роскошный лист «Инакомыслящий» с пометкой: «Автопортрет-фантазия». Такой же «белой вороной», отстаивавшей очевидные, но нелицеприятные истины, всю жизнь, наверно, воспринимал себя сам художник: и когда отказался от «беспроблемного» диплома, и когда изображал то, от чего стыдливо отводили глаза другие… Как отметила сценарист и литературный критик Т.С. Никитина «Я ни разу не слышала, чтобы Добров что-то делал по заказу. Похоже, заказы он получал от самого Господа Бога».
На выставке, собранной из частной и семейной коллекций, представлено более 80 графических и живописных работ, отражающих разные творческие периоды мастера: преимущественно крупных, контрастно исполненных печатных листов, дополненных несколькими холстами и выразительными разностильными зарисовками. В экспозицию вошли камерные живописные произведения: портреты близких, «Осенний натюрморт» и др., подкупающие выразительностью формы и сочностью цвета, а также графические работы, отражающие различные периоды творчества художника и максимально широко выявляющие его творческий диапазон.
Жизненный и творческий путь Геннадия Доброва – пример того, как честность и бескомпромиссность в искусстве, поначалу коробящем взор неприглядностью своей горькой правды, рано или поздно окупаются признанием. Важно и то, что таких смельчаков, тех, кто, подобно чеховскому «человеку с молоточком», будит совесть благополучного большинства, – увы, слишком мало. И потому каждый из них поистине на вес золота.
Мощное искусство Геннадия Доброва, принадлежащего к ортодоксальному крылу мастеров-публицистов, чуждых идее «искусства для искусства», без сомнения, не оставит равнодушным ни одного зрителя.
Гороховский пер., 17